Воскресенье
29.06.2025
21:29
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Савфа - мы переехали savfa.ru

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
СИМВОЛИКА ПТИЦ В АЛХИМИИ
ДонХуанДата: Воскресенье, 26.01.2014, 00:42 | Сообщение # 1
Админ
Группа: Основатель
Сообщений: 446
Статус: Offline
В алхимических текстах нам встречается озадачивающее, на первый взгляд, многообразие животных символов — красных львов, белых орлов, оленей, единорогов, крылатых драконов и змей. Хотя, на первый взгляд, вся эта сложная масса символов представляется отчасти вымученной и перепутанной, между такими символами (которые алхимики древности определенным образом использовали для отображения эзотерической подоплеки) существует внутренняя связь. В данной статье мне бы хотелось рассмотреть весьма тесно взаимосвязанную группу именно таких животных символов, а конкретно алхимических птиц: Черного Ворона, Белого Лебедя, Павлина, Пеликана и Феникса, являющихся описательными для определенных стадий алхимического процесса. Конечно, было бы неверным предполагать, что у этих символов существуют жесткие фиксированные смыслы. Алхимики всегда смешивали используемые образы, т.ч. стоит обращаться ко всему контексту, к той основе, на которой они располагаются; однако, если птицы возникают в указанной последовательности, можно быть почти уверенным, что вполне применимо нижеследующее объяснение.

Но сначала рассмотрим символы в целом. Что алхимики хотели символизировать посредством птиц? Основное качество птиц в том, что они, обитая в стихии воздуха, являются посредниками между земной реальностью и небесным миром. Алхимик, наблюдая за полетом птиц, узнавал в них картину человеческой души, проходящей духовное развитие. Душу, устремляющуюся вверх, летящую независимо от ограничений привязанного к земле тела в поисках небесного света, нуждающуюся, однако, в возвращении в земное сознание по завершении медитации, алхимик символизировал птицей. Таким образом, алхимические символы птиц отражают внутренний опыт алхимии души — парение души, свободной от физических чувств и ограничений тела, привязанного к земле. Душа в созерцательных практиках алхимии души соприкасается с духовным миром и снова возвращается оттуда, привнося нечто во внешнюю жизнь. Птицы, как символы посредничества между физическим и духовным мирами, отражают определенные архетипические процессы, с которыми душа сталкивается в своем развитии в рамках алхимического процесса.

Все эти символы использовались двояко. Во-первых — в качестве описания в тексте одного из аспектов процесса. Так, алхимик мог обозначить некий процесс, как стадию Пеликана, и описать ее определенные грани, используя, возможно, иные символы. Во-вторых, данные символы птиц могли быть использованы в качестве предмета для созерцания и, посредством внутреннего выстраивания такого символа, становилась возможной душевная связь с сущностным опытом определенной стадии процесса алхимии души.

Остановимся на этом более детально. Мне бы хотелось рассмотреть символы в следующей, встречающейся в различных источниках, последовательности: Черный Ворон — Белый Лебедь — Павлин — Пеликан — Феникс — т.к. такая цепочка соответствует развитию внутреннего опыта, вмещающего прогрессивно углубляющееся взаимодействие с внутренним духовным измерением нашего существа.



Черный Ворон в духовной алхимии является началом Великого Делания. Он указывает на начальные стадии встречи алхимика со своим внутренним космосом, посредством удаления от внешнего мира чувств при помощи медитации и вхождения в то, что первоначально является черным внутренним миром души. Поэтому такая стадия в алхимических текстах описывается также как почернение, опыт Nigredo, и часто изображается как процесс смерти — в форме caput mortuum, головы смерти, или, как видно из некоторых алхимических изображений, в виде алхимика, умирающего внутри колбы. Таким образом, в символе Черного Ворона мы встречаемся с сознательным выходом из мира физических чувств — ограничений, привязывающих нас к физическому телу.



Следующая стадия часто представлена символом Белого Лебедя. Теперь алхимик начинает проживать опыт внутреннего мира, как наполненность светом — опыт первоначальной внутренней яркости, которую зачастую ошибочно принимают за истинное озарение. Это всего лишь первое сознательное соприкосновение с тонким миром, и по сравнению с опытом физических чувств — опыт настолько всепоглощающий, что изображается в виде яркого белого света. Такое состояние известно алхимической традиции; в ней эта стадия символизируется Белым Лебедем. Лебедь — птица, которую редко можно увидеть летящей, но чаще — плывущей по озеру или реке, изящно скользящей по водной глади, а говоря в духовных терминах — по поверхности души, тонкой оболочке между собственно душой и физическим миром.



На стадии Павлина алхимик приступает к внутреннему опыту астрального мира, который первоначально представлен как постоянно меняющиеся цветные узоры. Такой опыт в алхимии часто символизируется соответствующим изображением хвоста павлина с его роскошной переливчатостью цветов. В терминах последовательности из пяти стадий, кульминация достигается именно на стадии Павлина. К этому моменту алхимик обретает знание о неизвестных ему доселе сторонах своего бытия — тонких силах и астральном теле. В сущности, эти опыты произошли именно с ним, хотя он должен был открыться такому опыту, приступая к изначальной стадии Черного Ворона, тем не менее, чтобы идти в изначальную стадию Черного Ворона, тем не менее, чтобы продвинуться дальше он должен начать работать над своим внутренним существом.



Столь активная работа с силами души прекрасно символизируется Пеликаном. Пеликан представлен пронзающим свою грудь клювом и кормящим птенцов собственной кровью. Алхимик должен войти в некотором роде жертвенные отношения со своей внутренней сущностью. Собственными душевными силами он должен вскармливать развивающийся внутри него духовный эмбрион. Любой, кто идет по пути подлинного духовного развития, прекрасно осведомлен о таком опыте. Образ самого себя должен быть изменен, трансформирован, принесен в жертву развитию духовного "Я". Это практически неизменный глубоко болезненный опыт, проверяющий внутренние ресурсы человека. Из этого, в конечном счете, появляется духовное "Я", преображенное опытом Пеликана. Пеликан в духовном смысле являлся полноценным образом пути Христа и использовался в качестве такового первыми алхимиками.



Феникс завершает процесс развития души. Птица Феникс строит себе гнездо (которое в то же время является погребальным костром) а затем, поджигая его, сжигает и себя. Но из пепла Феникс восстает преображенным. Здесь мы сталкиваемся с алхимическим опытом одухотворения — Алхимик трансформировал свою сущность в такой степени, что уже не зависит от физического тела, как основы своего существа. Теперь он находится перед несомненностью духовного — в этом смысле, он обрел Философский Камень, Духовный стержень своего существа.
Прикрепления: 8984200.gif (5.8 Kb) · 4062203.gif (5.3 Kb) · 8893141.gif (4.9 Kb) · 9212464.gif (6.7 Kb) · 7940617.gif (3.1 Kb)
 
ДонХуанДата: Воскресенье, 26.01.2014, 00:42 | Сообщение # 2
Админ
Группа: Основатель
Сообщений: 446
Статус: Offline
Таким образом, мы можем вкратце обрисовать процесс алхимии души, единения (интеграции), очищения (пурификации) и трансмутации души, как это представлено в данном ряду символов-птиц.



Хвост Павлина является центральным опытом всего процесса, точкой трансформации, возникающей из подлинного сознания астрального тела. Отметим также, что последующие стадии зеркалируют друг друга. Так Черный Ворон и Феникс связаны друг с другом как начало и конец всего процесса, но в более глубоком смысле — оба они связаны с процессом смерти. Умирание для чувств на стадии Черного Ворона в конечном итоге трансформируется в триумф над процессом физической смерти, это изображается Фениксом. Имеется и последующее зеркалирование между стадиями Белого Лебедя и Пеликана. Белый Лебедь это опыт тонких сил в рамках отдельного существа, впоследствии это превращается в сознательное улучшение и внешнее проявление таких жизненных сил.

Стадия Хвоста Павлина — сознательный опыт астрального тела — стоит обособленно в такой картине процесса, хотя в работах некоторых алхимиков ее иногда делят на два аспекта — начальную фазу крылатого дракона, которая разрешается фазой Хвоста Павлина. Во время первой встречи с астральным телом могут доминировать негативные искаженные аспекты человеческого существа, и это может быть изображено в виде крылатого дракона, но посредством очищения души, в конце концов полная красота и великолепие астрального тела раскрываются в стадии Хвоста Павлина.

В ранних алхимических текстах (и в частности в "Rosarium philosophorum") такая картина алхимии души дается в параллели с описанием мучительности физического процесса. Таким образом, духовное развитие алхимика шло рука об руку с действительной физической операцией, и такая операция (чьи детали не были полностью утеряны) включала в себя изменения формы и цвета внутри запечатанной колбы, изоморфно по отношению к внутренним изменениям духовной алхимии, представленным символами птиц. Таким образом, мы сталкивались с процессом, который включал в себя почернение, отбеливание, быструю смену цветов, стадию круговой дистилляции и финальную возгонку (сублимацию). Задача современной алхимии состоит, в частности, в повторном открытии этого физического процесса и исследовании его дальнейших вариаций.
Прикрепления: 9473623.png (16.3 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: